Президент «Автомобилиста» Владимир Самсонов: «Наш клуб частный, поэтому денег нет»

 «Автомобилист» подает сигнал SOS! Клуб реально претендует на возвращение в Суперлигу и, скорее всего, добьется этого права по спортивным показателям. Однако это только полдела. Чтобы выступать в элитном дивизионе, нужны финансы, а они у «Автомобилиста» уже давно поют романсы. Президент клуба Владимир Самсонов, побывавший на днях в гостях у «Спорта», поставил вопрос ребром: или находится желающий выложить как минимум 200 млн рублей, или «Автомобилист» добровольно отказывается от повышения в классе.

Ждать развязки осталось совсем недолго — чемпионат России финиширует 7 мая. Но уже очевидно: если печальная перспектива станет реальностью, то это станет позором для Северной столицы. В январе 2009 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поклялась на могиле Вячеслава Платонова сделать все возможное для возвращения «Автомобилиста» в элиту российского волейбола. Самое время подкрепить слова конкретными делами.

Мы машину съели!

— Расскажите, пожалуйста, о ситуации с волейболом на невских берегах. Такое впечатление, что вместе с вашим поколением, вашей знаменитой командой в Петербурге сошел на нет и интерес к волейболу.
— В начале 90-х мы жили еще неплохо. При Зиновии Черном «Автомобилист» выиграл два первых чемпионата России. Вячеслав Платонов работал тогда в Финляндии. У Черного были очень сильные организаторские способности, и он смог найти необходимое финансирование. А вот в конце 90-х было уже плохо. Мы с Вячеславом Алексеевичем целый год работали без зарплаты. А задержка зарплаты игрокам составляла четыре месяца. В какой-то момент у меня даже не было двадцати рублей на молоко для дочери, и еще машина была разбита. Как жили? В экстремальной ситуации мозги по-другому работают. Не сидишь на попе ровно, а бегаешь и пытаешься что-то организовать, где-то заработать.
На 60-летие Платонова бывшие спонсоры «Автомобилиста» подарили ему машину, так супруга Вячеслава Алексеича любила говорить: «Мы машину съели!», намекая на то, что пришлось продать автомобиль и жить на эти деньги. Сейчас ситуация такова: есть деньги — есть команда, нет денег — команды нет. Покупаются тренеры, игроки, создается инфраструктура и появляется клуб. Наш город, конечно, поддерживает «Автомобилист», но не так, как это делают в других регионах. Сейчас мы боремся за выход в Суперлигу, идем на втором месте, а наши конкуренты имеют бюджет больше в восемь-десять раз. У екатеринбургского «Локомотива-Изумруда» — 180 млн рублей, у «Тюмени» — 200.
«Автомобилист» вообще сейчас исключение из правил. Тренируются питерские ребята на своей базе, играют за небольшие деньги. Мы боремся с монстрами и обыгрываем их за счет своих воспитанников, хотя сейчас профессиональному клубу невыгодно готовить своих мастеров. Чтобы взять парня со школьной скамьи и довести его до «полуфабриката», готового вступить на путь профессионального спорта, надо минимум восемь лет. Проще купить. У меня, напротив, есть желание сохранить школу волейбола в Петербурге. Для этого мы построили Академию Платонова, причем не вложив ни единой бюджетной копейки. После 1991 года это был один из первых объектов социального назначения, построенный на деньги частных инвесторов. Люди строили неподалеку жилье, продавали его и за счет этого возвели нам дворец. Изначально идея была такова: построить себе Академию Платонова, рядом разместить что-то наподобие бизнес-центра, чтобы зарабатывать какие-то деньги и содержать команду, ни от кого не зависеть. Когда в 2002 году мы это прикидывали, то все выглядело нормально. Но спустя три года, после окончания строительства, поняли, что этих денег только-только хватит на коммунальные платежи и некоторые хозяйственные нужды.

— В советские времена «Автомобилист» вписался в систему спортивного противостояния Ленинграда и Москвы. Владимир Кондрашин в баскетболе, Юрий Морозов и Павел Садырин в футболе, Николай Пучков в хоккее вели свои клубы на эти сражения. Причем у Вячеслава Платонова в волейболе получилось лучше, чем у кого бы то ни было в городе на Неве. Такое впечатление, что крах этого принципиального соперничества несколько снизил градус эмоционального настроя болельщиков.
— Соглашусь с этим, но здесь есть еще один момент. Вы назвали футбольных тренеров — в «Зените» сегодня с финансами все благополучно. Упомянули Пучкова в хоккее и Кондрашина в баскетболе — у СКА и «Спартака» с деньгами тоже все в порядке. Это все Газпром. А в жизни «Автомобилиста» наступает важный момент. Городу не потянуть бюджет Суперлиги, но ему должно быть интересно найти для нас финансового партнера. Стоит нам выйти в Суперлигу, мы сразу наткнемся на денежный взнос. Придется предоставить финансовые гарантии на сумму 200–250 млн рублей. Хорошо, в этом году такого не было, поэтому мы и живем. А пришлось бы платить, сразу закрыли бы команду. Сроки и суммы денег будут определяться в мае после окончания чемпионата России. Хотя в спорте деньги и не считаются самым главным, но сейчас без них никуда. А наш клуб частный, поэтому денег нет (смеется)!

Не понимаю, как выжили

— Может «Автомобилисту» не хватает своего Шипулина (экс главный тренер сборной России. — «Спорт»)?
— Назовите как-угодно — Шипулин, Иванов, Петров... Кашин, к примеру (главный тренер женской «Ленинградки». — «Спорт»). У нас с Кашиным хорошие отношения, я ему благодарен за то, что в Петербурге есть женская команда. Подключить его к мужскому волейболу? Это сложный вопрос. Он женщин любит больше (смеется), а мужчин никогда не тренировал! Шипулин, кстати, тоже не тренирует. Он феномен 90-х годов, хороший организатор и менеджер.

— Правда ли, что Платонов не жаловал Шипулина? Довелось услышать его резкое высказывание, что сборную России доверили водителю.
— Я такого не слышал. В тот момент Шипулин был лучшим. Он мог найти деньги и понимание у высших руководителей, которые помогли ему сделать в Белгороде волейбольную империю. Да, он когда-то был в команде водителем. Ну и дальше что? Я после восьмого класса работал на мебельной фабрике, тележку таскал. Вообще все зависит от уровня притязаний человека. Когда мы были в самом плохом состоянии и играли в Высшей лиге «Б» (третий по рангу дивизион. — «Спорт»), все равно не оставляли надежды подняться и снова выступать в еврокубках. Но это нужно иметь такой оптимизм! Мы, к примеру, полгода до 1 января этого года жили в долг. За 2010 год город предоставил нам субсидии на сумму 12 млн рублей. Они закончились в апреле, а получили мы их в июле. После этого не было ни копейки. Как мы выжили, я до сих пор не понимаю! Брали кредиты в банках, делали займы у физических лиц. Долги надо отдавать, а когда ты не производишь, а только потребляешь, то все накапливается как снежный ком. Сейчас город снова предоставил нам субсидию, которая позволит закончить чемпионат России. Скорее всего мы попадем в Суперлигу, хотя нас еще ждут тяжелые игры. А вот что будет дальше, пока неизвестно.

Игроки стали дефицитом

— Сколько зрителей ходит на «Автомобилист»?
— К сожалению, мало. Я даже удивлен этому. На домашние матчи собираются 300–400 человек (вместимость арены 1,5 тысячи зрителей. — «Спорт»). Конечно, мало рекламы. Но с другой стороны, когда команда проигрывает и болельщики не ходят — это еще можно понять, но когда команда постоянно выигрывает и идет на втором месте... Вы, кстати, знаете, что волейбольного ЦСКА больше не существует и на сегодняшний день мы являемся самым титулованным волейбольным клубом в России? Правда, перед нами остро стоит вопрос: быть или не быть? Конечно, клуб продолжит существование, но на каком уровне — региональном, детском?! Но о пессимистичном варианте развития событий думать совершенно не хочется! Я так живу уже не один год, и каждый раз мы вылезаем, наверное, с Божьей помощью. Если сейчас собрать всех наших воспитанников, тех же игроков сборной России Полтавского и Асташенкова, то мы будем биться за медали. Но для этого, правда, надо платить людям зарплату, как в других клубах.

— Мы приблизительно представляем себе контракты футболистов «Зенита» и хоккеистов СКА. А каков годовой оклад игроков «Автомобилиста»?
— Не скажу, потому что это будет выглядеть некрасиво. В Суперлиге игроки-середнячки получают 200–300 тысяч долларов, в «Зените-Казани» и столичном «Динамо» контракты доходят до миллиона долларов. Сейчас восемьдесят процентов бюджета идет на зарплату игрокам. Они стали дефицитом. Лучшие игроки к нам не приходят. По финансовым причинам и потому, что мы не играем в Суперлиге. Это раньше ехали к Платонову. Если к нам приходит игрок из спортшколы, то за него сразу надо платить. Причем если игрок хороший, то его сейчас покупают вместе с родителями. Предоставляют квартиру и перевозят в другой город. Сейчас вот хотят ввести третьего иностранца. Опять хотим платить деньги вместо того, чтобы поднимать своих. А как китайцы выиграли Олимпиаду в Пекине? Они вернулись к советской системе, к жесткой конкуренции. У них сейчас один метает копье, а десять стоят у него за спиной. Ты руку сорвал, все, до свиданья, встанет такой же и будет кидать. А особенно удивляет ставка на иностранцев в тренерских вопросах. Ведь все итальянцы еще недавно учились у нас. Когда мы в начале 80-х годов ездили к ним на Кубок Европы, то для нас это была просто прогулка. Но уже в конце 80-х, когда в Италию стали уезжать наши игроки и тренеры, итальянцы начали подниматься и затем стали законодателями мод в Европе. Можно, конечно, взять у них что-то новое, но нельзя отходить от своих систем. Посмотрите, сейчас все команды в России играют одинаково. Все потому, что перед каждым сезоном происходит ротация тренеров и игроков. Раньше, напротив, каждая команда была самобытной, и тот комбинационный волейбол, который показывал наш «Автомобилист», сейчас уже не увидишь нигде.

Есть альтернатива Газпрому, но нет воли

— Если все же найдется спонсор, готовый дать денег, но при этом он поставит условие: нашего человека в президенты, согласитесь на такое условие?
— Легко! Я только не хочу, чтобы человек пришел на год, поигрался и ушел. Поэтому мне бы хотелось участвовать первое время в управлении командой. Глобальная стратегия у «Автомобилиста» должна быть одна: подняться в Суперлигу и играть на европейском уровне. Для этого нужны финансовые вложения, но прежде всего политическое решение местной власти. В Петербурге есть альтернатива тому же Газпрому, но нет воли. Сейчас такое время, что никто просто так денег не даст. Меценатов, как в былые времена, уже нет! Из федерального бюджета средства тоже прийти не могут. В основном у нас деньги дают нефть, железная дорога либо общество «Динамо» через свою систему.

— Сейчас много говорят о том, что клубы в России должны быть частными. Понятно, что просто так никто денег не даст. Какая перспектива ждет того, кто решит вложить деньги в «Автомобилист»?
— Имиджевая, больше никаких дивидендов он не получит. Вернемся к Кашину, который вкладывает свои личные деньги в «Ленинградку». Финансовую выгоду он не получает, зато его теперь все знают не только в банковском мире, но и в спортивном. Хотя устаешь от того, что даешь деньги и не получаешь никакой прибыли.

— Из Суперлиги вылетал «Спартак», а к возвращению готовится уже «Автомобилист». Чья была идея переименовать клуб?
— Моя, потому что именно с «Автомобилистом» связаны победы. Вы помните, что с 2001 по 2004 год нас спонсировала пивоваренная компания «Балтика» и мы носили одноименное название. Но потом вышел закон, запрещающий рекламу пива, и в 2005-м пивовары отказались нас спонсировать. А в том году как раз отмечалось 70-летие нашего клуба, и решили остановиться на «Спартаке» (именно так клуб назывался с момента основания до 1969 года. — «Спорт»), чтобы как-то обратить на себя внимание, что-то получить от города, автобус или что-то другое. Но вместо этого получили еще одну проблему. К нам приехали из Москвы и сказали: платите за бренд «Спартака»! Когда же мы решили возрождаться, то решили делать это под старым именем «Автомобилист».

— Когда «Автомобилист» сможет оформить путевку в Суперлигу?
— Финиш сезона 7 мая. Хотя отрыв от третьего места большой, поздравлять нас с выходом в Суперлигу еще рано. Впереди еще три сложных стыка: сначала к нам приезжает «Локомотив-Изумруд», очень сильный и сбалансированный коллектив, потом «Автомобилист» ждут непростые поездки в Тюмень, к непосредственному конкуренту, и в Нижний Новгород. Если привезем из этих двух городов по победе, то в начале апреля уже можно будет говорить о выполнении задачи на сезон.

11 марта 2011 года