13 декабря умер Валентин Павлович Ермоленко. Один из создателей, первый директор и наставник волейбольного «Самотлора». Он тренировал команду девять лет. Дольше, чем каждый из его последователей. С ним нижневартовцы пробились в финал Кубка СССР (1991), стали первыми в истории обладателями Кубка России (1993), дважды удостаивались бронзовых медалей чемпионатов страны (1994, 1996), три сезона выступали в Кубке европейской конфедерации волейбола, в самом успешном выиграв серебро (1994), побеждали на многочисленных международных турнирах.
О своем учителе и его роли в развитии спорта в Нижневартовске рассказывает директор волейбольного клуба «Самотлор» Алексей Березин.
- В минуты печали и скорби всегда приходят воспоминания. Ермоленко – это человек, без которого не было бы сегодняшнего «Самотлора», и нижневартовский волейбол пошел бы совершенно по другому пути. Отличительная черта Валентина Павловича – максимализм. Без всякого преувеличения, он был настоящим подвижником не только нижневартовского волейбола, но и всего сибирского.
Ермоленко радел за возрождение в новой России полноценного Кубка Сибири и Дальнего Востока, который в Советском Союзе котировался очень высоко. Вместе со своими единомышленниками Вячеславом Платоновым и Зиновием Черным ратовал за создание профессиональной волейбольной лиги. Когда страна и нефтяная отрасль переживали особенно трудные и смутные времена, чтобы обеспечить будущее клуба, встречался с руководителями Минтопэнерго и даже с людьми, приближенными к Президенту России. Он был полон энергии и идей, направленных на движение вперед, и видел наш город как центр развития волейбола Западной Сибири. Если бы не Ермоленко, скорее всего не было бы сейчас волейбольного Нижневартовска и многих других проектов, не связанных с нашим видом спорта.
В субботу завершился Кубок мира по боксу нефтяных стран. Он проходил в СК «Самотлор» (ранее – зал международных встреч). Этот спорткомплекс появился в нашем городе благодаря команде, а команда – благодаря Валентину Павловичу. И самый первый международный турнир в Нижневартовске был волейбольным. Он назывался «Нефтяной кубок» и проходил в 1989 году, еще в спорткомплексе«Нефтяник», с участием сборных Японии, Ирака и Объединенных Арабских Эмиратов.
И зал, и турнир – это тоже идеи Ермоленко. Во всех начинаниях его поддерживали руководители «Нижневартовскнефтегаза» и вице-президент международной федерации волейбола Юрий Борисович Чесноков.
Мы сейчас гордимся серебряными медалями Кубка ЕКВ, завоеванными в 1994 году, а Валентин Павлович считал тогда, что второе место – это трагедия. Он очень хотел выиграть европейский кубок.
С бронзой чемпионата России 1996 года вышла другая история. Перед финальным туром в Белгороде «Самотлор» шел шестым в таблице, но выиграл все пять матчей и поднялся на третью строчку. Мы не считались фаворитами, но Валентин Павлович сумел настроить на максимальный результат и всю команду, и в особенности - Станислава Динейкина. Именно тогда будущий бронзовый призер Олимпиады впервые о себе громко заявил, стал главной звездой тура и получил приглашение в сборную России.
У Ермоленко был талант тренера и организатора. Он сумел убедить руководителей-нефтяников, что, если требовать результат от команды и волейболистов, одной оплаты рублем мало, нужно еще создать условия для тренировочной работы и восстановления после серьезных нагрузок. В Нижневартовске тогда еще зал строился. Команда жила и работала на подмосковной базе, которую Валентин Павлович обустроил с хозяйской основательностью.
Будучи максималистом, он со всех требовал жестко. Особенно со своих помощников, тренеров, администраторов, врачей. Требовал выполнения профессиональных обязанностей, проявления инициативы и творчества. Он создавал команду единомышленников, способную предлагать и продвигать новые идеи и решать сложные задачи.
К Валентину Павловичу у меня чувство огромной благодарности. Могу его назвать своим учителем. Я с детства связан с волейболом. Приглашение в «Самотлор» стало переходом на новый и очень высокий уровень с такими же высокими требованиями. Работа с Ермоленко меня учила, сам он наставлял, требовал, ставил задачи, поддерживал и во многом определил мою судьбу.
Его уход из клуба оказался неожиданным. Можно, сказать поднял руку, махнул и ушел. Не прокомментировал, не объяснил причину. Возможно, сыграл роль его максимализм. Я пытался узнать суть, но Валентин Павлович только сказал: «Работай сам! Для меня эта страница перевернута. Прошу не беспокоить!».
Все годы стараюсь следовать принципам, от которых не отходил Ермоленко. Со своей административной командой мы всегда говорим: «Спортсмен – главное! Тренер – основное! Какими бы ни были бюджет и условия, мы должны держать марку и не опускать планку до уровня, при котором профессионализм становится призрачным».
Очень продолжительное время мы боремся за «Самотлор», но ситуация принципиально не меняется…Может быть, моя вина, что не смог найти таких людей как Леонид Иванович Филимонов – генеральный директор «Нижневартовскнефтегаза» в середине 90-х годов, еще каких-то спонсоров, но, тем не менее, всегда жил тем, что должен вернуть команду на те позиции, на которых мне ее передал Валентин Павлович. Со временем наступило понимание, что мир изменился, что этой цели возможно достичь только при стечении очень многих обстоятельств, однако мы по-прежнему стремимся гордо нести флаг «Самотлора»… Это флаг, тридцать пять лет назад поднятый Ермоленко.