- Начнем с серьезных вопросов. Сколько раз за последнюю неделю у тебя спрашивали твой рост?
- Если округлять, то, наверное, раз 100, а за всю жизнь, ну, наверное, несколько тысяч раз. Я не сосчитаю количество.
- С какого возраста ты начал стремительно расти?
- Наверное, в 13-14 лет я за год вырос на 20 сантиметров.
- Ты родом из Воронежа. Это, в целом, не самый спортивный и точно не самый волейбольный город России. Как ты все-таки оказался в волейболе?
- Это очень комичная история. Тренер по волейболу встретил моих родителей в магазине и сходу спросил - «У вас, наверное, есть ребенок? И он, наверное, высокий? И он еще мальчик ко всему прочему». Родители ответили – «Да, как вы угадали?». После чего тренер предложил привести меня на тренировки. Таким образом, и начался мой путь в волейболе, а мама меня все время поддерживала в этом.
- Родители высокого роста?
- Да, оба ростом по 187 сантиметров. Интересно, что мама к 30 годам выросла еще на два сантиметра.
- Твой волейбольный путь продолжился в Санкт-Петербурге
- Да, там был интернат олимпийского резерва. Там я по большей части старался совмещать волейбол и учебу. У нас были очень ранние тренировки, после чего шел на уроки и буквально отсыпался. По вечерам же были тренировки СДЮШОР Санкт-Петербурга. Это был непередаваемый опыт. Первоначально было сложно, ведь ты выехал в другой город без родителей, но потом настрой поменялся на то, что я все смогу и все получится.
- В 20 лет ты уже поехал в зарубежный чемпионат – в болгарскую «Монтану». Каким был этот опыт?
- На самом деле, это было неожиданно. После сезона в Молодежной лиге, небольшого опыта в Высшей лиге «А» я не думал, что у меня получится проявить себя в болгарской «Монтане». По результатам первый блин оказался комом, мы заняли четвертое место, но это было полезно с точки зрения получения интернационального опыта. Я увидел, как тренируются и играют заграницей, что способствовало моему развитию.
- По-настоящему громко ты заявил о себе в «Вероне». Как это получилось?
- Здесь, наверное, больше сработал фактор стрессовой ситуации. Я оказался в стране, где никто не говорит по-русски. В команде по-русски разговаривал главный тренер Радостин Стойчев, а также меня немного понимал словенец Рок Можич. С болгарином Алексом Гроздановым немного общался на болгарском. В условиях подобного стресса я смог выдать хороший сезон в «Вероне», ну, конечно, хотел бы поблагодарить Стойчева за опыт, который я получил, работая с ним.
- Насколько серьезен был в Италии фактор языкового барьера?
- Могу сказать, что в первый сезон в этом плане было трудно. Практики в итальянском языке почти не было. Я приходил усталым после двух тренировок, и на изучение языка не было ни времени, ни сил. Тренировки в «Вероне» были весьма суровые. Во второй сезон в «Модене» времени на изучение языка было больше. Клуб предоставил мне с немецким блокирующим Антоном Бреме преподаватели итальянского языка. С урока десятого мы смогли разговаривать на простом уровне – задавать вопросы, поддерживать беседу, объясняться в магазинах. С иностранным языком нужна постоянная практика, а я уже два месяца не общаюсь на итальянском. А вообще там люди больше жестикулируют. Вообще любой итальянец настроен тебя услышать и помочь. Они очень дружелюбные.
- Возвращаясь в сегодняшний день, почему ты принял решение продолжить карьеру именно в «Динамо»?
- Я посчитал, что если я смог заявить о себе в Европе, то нужно сделать это и в России. Первый сезон на взрослом уровне в Суперлиги за «Югру-Самотлор» (2021/2022) мне не удался. Я делил игровое время с Назаром Литвиненко и не мог проявить себя должным образом. Поэтому я решил попробовать себя в «Динамо». Это один из лучших клубов нашей страны, Константин Брянский – хороший тренер, работа с которым даст мне многое. В физическом плане я смогу набрать здесь свою лучшую форму, в плане техники я также вырасту в «Динамо» и смогу показывать свой лучший волейбол.
- Ты работал с Константином Брянским в сборной России. Не секрет, что это требовательный наставник. Каким был тот опыт совместной работы?
- Я считаю, что тренер должен быть требовательным. Если он не будет таковым, то не будет и роста. Могу сказать, что я прогрессирую тогда, когда нахожусь в стрессовой ситуации.
- Наличие столь сильного конкурента на твоей позиции (Цветана Соколова) – это плюс?
- Да, однозначно плюс. Я смогу взять у конкурента все самое лучшее, позаимствовать опыт, который он приобрел в течение всей карьеры. У меня будет возможность что-то подсмотреть, изучить что-то новое. Это большой плюс, когда ты можешь перенять опыт старшего партнера по команде.
- Чемпионаты России и Италии часто сравнивают. Российский считают более силовым, итальянский – техничным. Согласен ли этим и какая модель ближе тебе?
- Для меня было большим удивлением, когда я первый раз приехал в Италию и увидел совсем другой волейбол. В России упор был на силу, а в «Вероне» ставили на скорость и на резкость движений. Игра постоянно держит тебя в напряжении. Второй сезон в Италии я играл за «Модену», там не сложилось с бразильским связующим Бруно. Так бывает, ничего страшного, не все хорошие игроки подходят друг другу. Ну а вообще считаю, что мне больше подходит силовой волейбол.
- Несмотря на молодой возраст, ты поменял уже множество команд. Как вообще спортсмен воспринимает переход из одной команды в другую?
- Это интересно, где-то есть страх, особенно, когда переезжал в Италию. Это новая страна для тебя, ты в ней бывал изредка, когда играл за сборную на международном уровне. Могу сказать в «Вероне» было спокойнее, поскольку многие ребята были одного возраста. Команда поддерживала, а это очень важно. Когда приходит новый человек, нужно поддержать его, помочь ему раскрыться. Команда – как второй дом. В «Вероне» я это увидел, команда была словно семья.
- Почувствовал ли ты уже такую поддержку в «Динамо»?
- Я могу сказать, что со многими ребятами я уже был знаком. Пересекались в сборной России, играли против белорусов. Осталось наладить связь на площадке.
- Какие впечатления у тебя от работы со связующим бело-голубых Павлом Панковым?
- Мне пока сложно ответить на этот вопрос, с Павлом играли очень мало. В сборной на тренировках нас постоянно меняли, но тот небольшой период, который мы отработали вместе, показал, что он подходит под мой стиль игры, и я смогу с ним показать свой уровень и дальше прогрессировать. Панков - непредсказуемый связующий, он может неожиданным движением дать идеальную высокую передачу, с которой ты забьешь. Для меня это было неожиданным, похожим на Италию, так что я думаю, что у нас получится играть вместе.
- Ты много жестикулируешь. Привычка из Италии?
- Да, из Италии. Это помогает в общении, чувствуешь себя спокойнее. Небольшая привычка, но зато удобная. Итальянцы очень много жестикулируют, показывают руками. Каждый жест что-то означает.
- Ты когда-нибудь жил подолгу в Москве?
- Нет, скорее приезжал в гости. Мои родственники живут в Домодедове. С бабушкой навещал их, но особо не задерживался. А так в основные достопримечательности города видел не один раз.
- Не пугает ли тебя жизнь в столь большом городе?
- Нет, не вижу проблем. Новосибирск, конечно, не такой большой, но и там весьма существенные расстояния. А так я не особо сильно переживаю. Город как город, со своей культурой и историей.
Пресс-служба ВК «Динамо»