Новости волейбола
Сайт города Нижневартовска нижневартовск.рф в России.

Владимир Алекно: зарплата волейболистов стала меньше, чем два-три года назад

В среду главный тренер казанского «Зенита» Владимир Алекно провел встречу с казанскими журналистами, в числе которых был и корреспондент спортивной редакции Kazanfirst. Алекно подвел итоги выступления команды на клубном чемпионате мира, поделился своим мнением о нынешней ситуации в российском волейболе, затронул тему выбора главного тренера сборной России, а также ответил на критику некоторых специалистов в свой адрес.


«Крузейро» был сильнее нас»

— Владимир Романович, в пятый раз у «Зенита» не получилось выиграть клубный чемпионат мира – какая-то мистика, не иначе. Что в этот раз было не так?

— Если в прошлом году «Крузейро», проиграв нам в группе, дал надежду на то, что с ним можно играть, то в этом, как бы ни больно нам было признавать, бразильцы были сильнее нас. Они не дали нам сыграть так, как мы хотели. Да, можем констатировать, что были полуторочасовые поездки, плюс 42 в зале, расписание игр под хозяев, но это нормально, и это все было четко организовано, и я не хочу, чтобы это звучало как оправдание. Но и по волейболу «Крузейро» не дал нам сыграть ни в чем – что в группе, что в финале. Мы держали уровень до какого-то периода – до пятнадцати, двадцати очков, но потом соперник все равно заставлял нас ошибаться, ставил в тяжелое положение. Сила «Крузейро» – в связующем. Высказывание, в котором я убежден, гласит: связующий – это полкоманды. Для «Крузейро» Вильям – 70 процентов. Он делает из своих партнеров по команде великих игроков. В этом году «Крузейро» обыграл нас без шансов, надо это признать, хотя все время дело доходило до концовки. И это признание дает возможность думать, что «Зенит» – не такой уж сильный и феноменальный, титула клубного чемпиона мира у нас еще нет. И пусть он будет для нас мечтой – как и для вас, журналистов, и для публики. Надеюсь, мы еще заработаем шанс, чтобы убедиться, так это или нет.

— Теперь о частностях финала клубного ЧМ: по статистике, центральные «Зенита» в финале сыграли очень скромно. Это стало следствием игры «Крузейро»?

— Да. Мало того, что они подали подачу – наш соперник весь матч продержал тот уровень волейбола, который средней команде держать очень тяжело. Уровень наших центральных – это следствие подачи соперника, нашего приема, быть может, наших взаимодействий со связующим. Я понял, к чему этот вопрос: на той стороне сетки центральные выполнили огромный объем работы. Но еще раз повторю: тех центральных сделал связующий.

— Как вырастить такого связующего? Или он должен просто родиться?

— Сложно ответить. Для меня Вильям – феномен. Из всех бразильских связующих, которых я видел, он лучший. И не только по нынешнему клубному чемпионату мира. Это и прошлогодний турнир, и выход Вильяма на Олимпийских играх, его эффективность, и игра средних с другими связующими волейболистов, которые с Вильямом представляют какую-то силу. Это для меня показатель.

«Работа Борща хорошая, но я видел ее еще в 2004-м»

— Если клубный чемпионат мира будет проводиться весной, многое поменяется?

— Да, нам было тяжело. Помимо волейбольного напора соперников у нас были и другие испытания: 20-часовой в чистом времени перелет, жара, зал с металлической крышей, в котором плюс 36 – самая прохладная температура во время матчей, часовой переезд из прохладной гостиницы в зал, полкоманды игроков, выступавших за сборные, которые второй раз за два месяца полетели в Бразилию… Повторюсь: это не оправдание. Но если турнир будет проходить где-то в Европе, то это испытание адаптацией не нужно будет проходить многим командам.

— Тренер Павел Борщ говорил, что в финале у «Зенита» не оказалось второго варианта игры. Как вы отреагировали на это высказывание?

— Я читал две его статьи – после Олимпиады и после финала клубного чемпионата мира. У Павла Борща в последние годы очень хорошо получается комментировать матчи, и говорит он очень много и красиво. Но от него самого какой-то изюминки, о которой он говорит, в последние годы не видно. Говорить легче, чем сделать, тем более, что в этом году я ему дал возможность поработать в сборной со связующими, и тоже этой изюминки не увидел. Я не говорю, что это была плохая работа. Работа хорошая, но я ее видел еще в 2004 году, когда мы с ним начинали в «Луче» – одно и то же. Говорить и сделать – две разные вещи. Там, где ему была дана возможность показать свою изюминку – пока по полсезона в каждом клубе. Взгляд со стороны? Давать консультации и рассказывать проще всего.

— Как в Бразилии появилась такая грозная сила, как «Крузейро»? Деньги решают все?

— Деньги решают, это понятно. Но ведь Бразилия еще и волейбольная страна, в которой рождаются природные таланты, в волейбол, как и в футбол, играют все. И тут важна селекция. Определенная работа, как видим, ведется, поэтому нет ничего удивительного, что появился «Крузейро».

«Захотят сократить лимит – сократят. Надо только понимать, для чего это делать»

— Насколько сложно «Зениту» готовиться к таким соперникам, как «Крузейро», не имея достойной конкуренции в России?

— Наверняка вы заметили, что после каждого напряженного матча, если даже он не был красивым, мы рады самому факту такого матча, поскольку напряженные игры за сезон можно пересчитать по пальцам. Да, имеет место такой факт. Мы все говорим, что уровень нашего чемпионата самый высокий, но я так не считаю. Да, «Зенит» сегодня является раздражителем для всех, я это прекрасно понимаю. Но, когда, быть может, придет такой момент, когда у «Зенита» не будет возможности иметь Леона и Андерсона, а у кого-то такая возможность будет, наверное, так же будут думать, что против такой команды нет шансов.

Да, сегодня нет тех иностранцев, которые поднимали уровень нашего чемпионата, когда в одной команде были Болл и Стэнли, в другой – Жиба… И это норма – экономическая ситуация в стране не та. «Зенит» пока может себе позволить тех, кто в нем есть, но ведь команда собрана под клубный чемпионат мира, под то, чтобы утвердиться в Лиге чемпионов. Понятно, что мы будем бороться и за звание чемпиона страны, некоторые игры которого нам даются легко, что не есть хорошо. И стоит только нам оступиться, сделать шаг назад, сразу появятся команды, которые сделают шаг вперед.

— Сейчас в Суперлиге меньше половины клубов, в заявках которых два разрешенных легионера. Не исключено, что большинством голосов лимит на иностранцев могут сократить с двух до одного. Насколько такое искусственное решение правильно?

— Захотят – значит, сократят. Надо только посмотреть, для чего это будет делаться, и каким будет результат. Если это сокращение даст нам возможность чаще видеть на площадке Клюку, Дмитрия Волкова или Власова – одно дело. А если сократят лишь из-за того, что какие-то клубы  экономически не могут позволить себе иностранцев, а перед ними стоит задача попасть в плей-офф, на которой их стремления в чемпионате России заканчиваются, то нужно подумать.

 

«В отъезде наших игроков в Европу не будет ничего плохого»

— Кстати, летом в одном из своих интервью Станислав Шевченко (президент ВФВ – прим. ред.) говорил, что Клюка может перейти в «Зенит»…

— Нет, вопроса такого не стояло. Как он мог перейти, если у него, как минимум, еще два года контракта с «Факелом»? Понятно, что все решается, но это было бы неправильно. Сегодня за Спиридоновым с Женей Сивожелезом тянется тень – мол, в «Зените» они пересидели, а ведь были кандидатами в сборную… Я бы сам сегодня не взял такого игрока, как Клюка, который играет, несет на себе всю нагрузку в «Факеле». Брать его в команду с Андерсоном и Леоном было бы неправильно.

— А нет ли смысла нашим игрокам ехать играть в сильные европейские чемпионаты? И почему этого не происходит?

— Думаю, смысл в этом есть. Не происходило это потому, что в нашем чемпионате игрок, сидевший на скамейке – я сейчас говорю не о «Зените», а обо всем чемпионате – получал такую зарплату, какую в Италии платили игроку основного состава. Я думаю, сегодня финансовая ситуация уравняется, и в отъезде наших игроков за границу не будет ничего плохого. Напротив,  будет даже лучше, в Европе много хороших специалистов. Для любого российского игрока попасть в хорошие руки в итальянском чемпионате – это плюс. Для среднего российского игрока попасть во французский чемпионат, где неплохо работают с молодежью – плюс. Особенно хорошо будет, если поедут связующие, а в какие-то чемпионаты, в которых уделяется огромное внимание технике – и принимающие. Другой вопрос: если наши игроки уедут в Европу, кто будет играть здесь?

 

«Глупо сравнивать волейбол с футболом»

— Каким вы видите наш чемпионат в ближайшие годы?

— Все будет зависеть от экономики страны. Практически для всех участников нашего чемпионата  волейбол – профессиональная деятельность, тот хлеб, который кормит их и их семьи. Если будет у нас возможность содержать чемпионат, все будет нормально. У нас в стране любят волейбол, есть люди, которые к нему неравнодушны.

— Не завышены ли зарплаты наших волейболистов? В футболе это даже не обсуждается…

— Глупо сравнивать волейбол с футболом. Сегодня, поверьте мне, средняя заработная плата по волейбольным клубам стала гораздо меньше, чем была два-три года назад. Совсем другие цифры в контрактах игроков среднего уровня – Леона, Андерсона или Михайлова давайте брать не будем, они входят в мировой топ и со своими зарплатами могут, наверное, уехать в любой клуб, как, собственно, и было. Сегодня Китай готов платить большие зарплаты, в Италии в ведущих клубах средние игроки получают ненамного меньше, чем это было два-три года назад.

— Если говорить о низших лигах, можно что-то сделать, чтобы оттуда клубам Суперлиги была подпитка игроками? Возможно, ввести обязательное условие присутствия молодых игроков в командах… 

— Сложно сказать. Не надо строить иллюзий, что у нас очень много молодых, и они слоняются по дворам, и у них нет возможности о себе заявить. Все те таланты, что есть, на виду, все они играют. Ну, сделают возрастной ценз в Высшей лиге А – это будет молодежный турнир. А Высшая лига А сегодня бьется, есть определенный уровень. Взять нашу «Академию»: молодая команда с одним-двумя дядьками, что ни игра – битва. Не вижу в этом ничего плохого. Ну, убери иностранцев, отправь Михайлова, Клюку и Волкова за границу – какой будет у нас волейбол?

— Вас устраивает уровень волейбола в Высшей лиге А, где играет «Академия-Казань»?

— Я сужу только по «Академии», она мне больше всего интересна. И для нее это хороший уровень, у команды нет проходных игр, она бьется каждый матч.

— Звездные игроки сейчас в Корее и Японии. Вы, как тренер сборной, не раз сталкивались с этими азиатскими командами. Куда идет азиатский волейбол? Прогрессирует ли он?

— Я бы говорил прежде всего о Китае, который благодаря своим экономическим возможностям за счет иностранцев поднял уровень своего чемпионата. В Корее сейчас лимитировали легионеров, а в Япония сейчас не очень интересна иностранцам, потому что уровень чемпионата там не очень сильный, и поддерживается он, опять же, за счет приезжих игроков.

— Давайте поговорим о сборной. Насколько хороша кандидатура Радостина Стойчева, с которым вы работали, на должность главного тренера сборной России?

— Я 8 ноября лечу в Москву, где будет неформальное общение с некоторыми тренерами, которые входят в тренерский совет, с представителями  федерации. Думаю, основным вопросом будет обсуждение предполагаемых кандидатур на пост главного тренера сборной. Что касается Стойчева, то я вам даже не могу сказать, есть ли идея доверить работу со сборной иностранцу. Если это допускается, то русскоговорящий иностранец, понятно, лучшая кандидатура. Когда я последний раз общался с Радостином, он мне сказал, что по поводу сборной с ним никто не разговаривал. Но это было недели три назад, возможно, за это время что-то произошло. Не стоит также забывать, что Стойчев является кандидатом на пост главного тренера сборной Польши. Думаю, после 8 ноября я вам смогу ответить более обстоятельно. А кандидатуры Хулио Веласко и Константинова невозможны, поскольку у Веласко четырехлетний контракт главного тренера сборной Аргентины, а Константинов до 2018 года работает со сборной Болгарии. Обсуждение Сергея Тетюхина – на пустом месте: во-первых, он еще играет, во-вторых, еще неизвестно, есть ли у него желание. О тех же кандидатурах, кто реально может возглавить сборную, я после восьмого числа, может быть, буду знать больше.

— Ключевой момент в том, что решение о тренере сборной принимают не один-два человека – к тренерскому совету прислушиваются …

— В тренерский совет входят Шляпников, Шипулин, Карполь, Маричев, я плюс Шевченко (президент Всероссийской федерации волейбола – прим. ред.), Яременко (генеральный секретарь ВФВ – прим. ред.). Будет обсуждение. Но в любом случае решение примет федерация.

 

«Вербов еще не тренер»

 — Как себя в роли тренера чувствует Алексей Вербов?

— Он еще не тренер. Та ситуация, что сейчас в «Зените» – при любом другом раскладе полная авантюра. Просто, имея такую команду, я взял на себя ответственность, и сегодня эта авнтюра имеет место быть. Алексей в одном шаге от завершения карьеры, и когда есть возможность дать ему побыть тренером, мы ее используем. Остальное вы видели сегодня: у него уже с утра мокрая майка, он и сам работает, и тренирует, когда это возможно. Алексей – не 20-летний мальчик, и выдерживать нагрузки ему сложнее, поэтому идет совмещение его восстановления и тренерской работы. Это много обсуждалось и с ребятами. Он справляется, но это не ежедневный кропотливый труд тренера. Алексей неглупый парень, поэтому быстро может перестраиваться из игрока в тренера, и я пока доволен и его адаптацией, и его работой. Главное, чтобы это не было хаосом, потому что есть и какие-то сложные моменты – прежде всего, для игроков. Для меня –наоборот, я могу выдохнуть. Алексей же набирается опыта. А игроки подходят к ситуации с пониманием и принимают ее.

— Когда вы пошли на это, держали в голове свой французский опыт, когда вы были играющим тренером в «Туре»?

— Да, было непросто, но, к сожалению, тогда мне никто не помогал, я был один. У Алексея другая ситуация, команда ему помогает, я в не в стороне стою. Мне кажется, эта тема слишком много обсуждается – возможно, потому, что она неординарна. Но пока она функционирует, потому что «Зенит» может себе позволить принять эту схему, встречаясь с какими-то командами. Когда же целенапрвленно готовишься к какому-то турниру, об этом и речи не шло, Вербов тренировался как игрок.

— Теодор Салпаров в этом году оказался не совсем готов к клубному чемпионату мира?

— Да, тот факт, что он последний раз играл в апреле, дал о себе знать. Не то что бы Теодор сыграл плохо, но я видел, что он немного опаздывает. А так – он много тренируется и будет играть, я на него рассчитываю. Но то, что сегодня делает Алексей Вербов – для меня в некоторой степени сюрприз. Когда нужно, он тренируется, обрел второе дыхание, вторую молодость, хотя раньше жаловался на травмы. Может, тренерские идеи не дают ему думать о других проблемах. Повторюсь, Салпаров будет играть, ему надо добрать за счет Лиги чемпионов.

— Недавно Всероссийская федерация волейбола ввела штрафы за карточки. Они у вас тоже порой бывали – в силу эиоций, наверное. Как вы отнеслись к нововведению?

— Волейбол никогда не был хамским, но карточки у меня были, порой и заслуженные, и штрафы, наверное, тоже должны быть. Просто нужно знать меру на все. А то у нас могут оштрафовать за то, что ребята играют не в одинаковых носках, а за то, что половину партии команда провела не в той расстановке, а потом ее игроки встают на свои места, проиграв несколько очков, никого не накажут.

 

«Меня очень расстраивает, если проигрываем из-за недооценки соперника»

— Насколько для вас сложно каждый раз придумывать мотивы, чтобы команда сыграла собранно со средним соперником?

— Не то что придумывать – все идет изнутри, от сердца, от того, как я чувствую и что вижу. Возможно, я сейчас противоречу самому себе, поскольку в начале нашего интервью сказал, что какие-то игры для нас слишком простые, но это не совсем так. Большая часть команды – игроки сборных, которые играют без перерыва несколько лет. Та нагрузка, которую они несут, дает о себе знать, и стоит нам чуть-чуть расслабиться – любая команда нас может надкусить. В «Зените» играют люди, они могут быть уставшими, но у них нет права на это. Но самое главное, чтобы не было недооценки. Если мы проигрываем из-за недооценки соперника, меня это очень расстраивает.

— Хоккейный тренер Владимир Юрзинов в интервью как-то сказал, что может посмотреть в день три хоккейных матча, разбирая соперника – потом его начинает тошнить. Сколько матчей вы можете посмотреть?

— Так солидарен с Юрзиновым! Хорошо, что у меня есть Том (тренер-аналитик Тотоло Томазо – прим. ред.), сейчас Алексей Вербов помогает много. Ему это сейчас нужно больше, и я даже доверяю ему на некоторых собраниях объяснять, чтобы речь свою ставил. Чтобы разобрать соперника и составить четкий план по нему, нужно просмотреть пять-восемь матчей. Меня на это не хватает. С каждым годом это все тяжелее. Я даже готов отстоять еще час, два, три, провести тренировку, чем сидеть и смотреть одно и то же. Потому что, чтобы дать информацию, ты должен быть убежден в своей правоте.

— А себя-то вы как мотивируете на работу, если волейбол не можете смотреть?

— Это работа, делается она уже в каком-то зомбическом состоянии, потому что должен. Если бы делал для себя, возможно, уже и смалодушничал бы, пожалел себя, взял бы паузу. Но есть город, есть республика, правительство Татарстана, в котором волейбол любят. А когда играешь в Европе – за тобой и страна, и это главные стимулы. 
Автор: Александр Егоров
Источник: sport.kazanfirst.ru

 

СУПЕРЛИГА

Финальный этап за 13-16 места
12-14.04. Оренбург
26-28.04. Уфа

Команда И В П O
Урал 36 14 22 43
Нефтяник 36 10 26 38
АСК 36 8 28 23
Югра-Самотлор 36 7 29 20

 

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

Предварительный этап
14.10.2023 – 17.03.2024

Команда И В П O
Зенит-Казань 30 27 3 78
Локомотив 30 24 6 70
Белогорье 30 23 7 68
Динамо 30 22 8 68
Зенит 30 18 12 54
Кузбасс 30 17 13 53
Факел 30 16 14 42
Шахтер 30 15 15 46
Енисей 30 15 15 45
Динамо-ЛО 30 14 16 43
Нова 30 12 18 34
Газпром-Югра 30 10 20 31
Урал 30 10 20 29
Нефтяник 30 7 23 28
АСК 30 5 25 16
Югра-Самотлор 30 5 25 15

 


КУБОК РОССИИ

Предварительный этап
8-10.09. Кемерово
22-24.09. Сургут
Группа В

Команда И В П O
Кузбасс 6 5 1 15
Шахтер 6 3 3 9
Газпром-Югра 6 3 3 9
Югра-Самотлор 6 1 5 3

 

МОЛОДЕЖНАЯ ЛИГА

Финальный этап. 7-12 места

5.03 – 10.03. Казань

26.03 – 31.03.Новокуйбышевск

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

Команда И В П О
Енисей-2 10 8 2 21
Зенит-УОР 10 7 3 21
Беркуты Урала 10 5 5 15
Нова-2 10 5 5 14
СШОР Самотлор 10 3 7 12
АСК-2 10 2 8 7

 Предварительный этап

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
2.10.2023 – 3.02.2024

Команда И В П O
ЮКИОР 30 24 6 72
Факел-2 30 23 7 68
Кузбасс-2 30 23 7 68
Локомотив-СШОР 30 21 9 63
Динамо-Олимп 30 21 9 59
Динамо-ЛО-2 30 19 11 60
Зенит-УОР 30 19 11 55
Нова-2 30 16 14 48
Енисей-2 30 15 15 43
Беркуты Урала 30 14 16 42
АСК-2 30 12 18 36
СШОР Самотлор 30 9 21 29
Белогорье-2 30 9 21 28
Зенит-2 30 6 24 19
Шахтер-2 30 5 25 17
Нефтяник-УОР 30 4 26 13

 

КУБОК МОЛОДЕЖНОЙ ЛИГИ

Кубок молодежной лиги
Финальный этап. 1-8 места
Сургут. 6-12 мая

 

За 7 место

СШОР Самотлор - Енисей-2 - 3:1 (25:22 21:25 25:14 25:22)

За 5-8 места

СШОР Самотлор - Локомотив-СШОР - 0:3 (22:25 22:25 15:25)

Четвертьфинал

СШОР-Самотлор - Динамо-Олимп - 1:3 (25:23 18:25 16:25 20:25)

 

Группа А

Команда И В П O
Кузбасс-2 3 3 0 7
Факел-2 3 2 1 7
ЮКИОР 3 1 2 3
СШОР Самотлор 3 0 3 1


Предварительный этап
Группа В
25-27.04. Нижневартовск

Команда И В П O
СШОР Самотлор 3 2 1 7
Динамо-Олимп 3 2 1 6
Динамо-ЛО-2 3 1 2 3
Зенит-2 3 1 2 2

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика